Пресса о нас

SaaS-проект проще и выгоднее для заказчика

28 Октября 2014

CNews: Какие решения вы предлагаете правительству Москвы?

Дмитрий Чернов: Мы предлагаем три разных подхода к SaaS. Первый — простой SaaS, когда основой решения становится готовый тиражный продукт, не требующий доработки исходного кода. В этом случае мы предоставляем инфраструктуру и решение для аварийного восстановления, разворачиваем и настраиваем приложение, обеспечиваем резервное копирование данных. Так, например, реализована единая почтовая система Правительства Москвы. Все капитальные затраты и вопросы по обеспечению работы сервиса и лицензированию мы как провайдер берем на себя. Заказчик оплачивает определенное количество электронных почтовых ящиков с заданными параметрами.

Второй подход — за основу берется готовый продукт и дорабатывается с целью создания специализированного решения. В этом случае помимо прямых трудозатрат на доработку требуется определенная подготовка (анализ рынка, изучение продукта, работа с вендором и пр.), что подразумевает участие специалистов самого высокого и, соответственно, высокооплачиваемого уровня. Примером такого решения является реализация системы электронного документооборота Правительства Москвы. За основу была взята СЭД «Практика». Решение переработано примерно на 70–80% в основном в части реализации бизнес-процессов и расширения функционала. Доработка осуществлялась порелизно с наращиванием возможностей. За три года мы выпустили несколько десятков релизов.

Третий — собственное инновационное решение/идея/разработка, построенное «с нуля». Такими проектами является портал управления многоквартирными домами «Дома Москвы» и система массовой выдачи сертификатов ключей электронной подписи, разработанная для сотрудников государственных и бюджетных организаций.

CNews: Как ведомству выбрать SaaS провайдера? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?

Дмитрий Чернов: Выбирая SaaS, нужно учесть много факторов. SaaS — это не только предоставление инфраструктуры и ПО, это еще и предоставление многих сопутствующих сервисов, направленных на развитие и обслуживание систем. По мере погружения в тематику у нас выработалось понимание, что мы хотим продавать конечную услугу и как управлять SaaS. На каком-то этапе встает вопрос о разделении ответственности, и когда SaaS-провайдер не может отвечать за систему в целом, он не может обеспечить работу всех неотъемлемых процессов. Чем большую сферу контролирует провайдер, тем выше качество сервиса он гарантирует. Мы построили два дата-центра и постоянно работаем над улучшением внутренних процессов — организована автоматизированная техподдержка, работа call-центра, автоматизированы процессы тестирования и документирования.

Государственные системы являются высоконагруженными и предназначены для обслуживания сотен тысяч пользователей, и тут мы работаем и для G2G, и для G2B, и для G2P сегмента. Для заказчика SaaS-провайдер должен организационно и технически обеспечить информационную безопасность данных, которые используются в смежных системах и не должны смешиваться и дублироваться. Важно отметить, что заказчик должен иметь возможность легкой смены провайдера. Нужно понимать, что SaaS-провайдер владеет оборудованием, лицензиями, но не данными. Данные являются собственностью заказчика, поэтому при заключении договора о предоставлении услуг необходимо учесть этот момент и проработать механизм получения данных в случае смены поставщика, а также вопрос долгосрочной сохранности данных. Заказчик должен быть уверен в том, что они надежно защищены.

CNews: Каковы основные преимущества SaaS для органов государственной власти?

Дмитрий Чернов: При SaaS для заказчика снижаются риски и издержки при входе в проект. Заказчик оптимизирует расходы на организацию и содержание всей необходимой ИТ-инфраструктуры, а также освобождается от необходимости дублирования систем и данных. Все капитальные затраты переходят к бизнесу. SaaS-сервисы сопровождаются услугами, организация и выполнение которых не менее важны, чем обеспечение функционирования инфраструктуры. Например, ведение справочников, обучение пользователей, доработка эксплуатируемой системы, которая в случае с масштабными сложными проектами осуществляется несколькими группами разработчиков, и тут без SaaS организовать приемку системы невозможно.

Учитывая, что только 20–30% ИТ-проектов становятся успешными, проще и выгоднее реализовать SaaS-проект. И конечно, нужно отметить, что сроки внедрения SaaS-решений в разы меньше. Например, запуск системы электронного документооборота города Москвы был осуществлен за 6 месяцев.

CNews: Расскажите подробнее о проекте внедрения СЭД в Москве? Можно ли говорить, что правительство Москвы полностью перешло на электронный документооборот? Сохранилась ли необходимость дублирования электронных документов бумажными?

Дмитрий Чернов: Внедрение СЭД в Москве стартовало в 2011 году. Бесперебойное функционирование системы организовано на базе дата-центра «Электронной Москвы». Первым этапом стал переход на электронный документооборот Аппарата Мэра и Правительства Москвы, и тогда было подключено 270 пользователей. В 2012 году наша команда внедрила систему во всех органах исполнительной власти города, затем началось подключение подведомственных учреждений — это уже более 25000 пользователей. В декабре 2013 года к системе стали подключаться коммерческие компании.

На сегодняшний день в системе работает более 50000 пользователей. Перед подключением каждый пользователь проходит обязательный курс дистанционного обучения, разработанный нашими специалистами. Для пользователей создана система массовой выдачи сертификатов ключей электронной подписи, которая позволяет сделать необязательным посещение удостоверяющего центра каждым сотрудником лично, что существенно сокращает финансовые и временные затраты организации. Через систему выдано более 48000 электронных подписей.

Мы обеспечиваем круглосуточную доступность системы, мониторинг оборудования и программного обеспечения. Реализован процесс управления обращениями и инцидентами, организована работа call-центра. Ежемесячно службой техподдержки регистрируется около 8500 обращений. В основном мы получаем обращения по обновлениям справочников и ежедневно вносим сотни корректировок.

Москва полностью перешла на юридически значимый электронный документооборот, и необходимости дублирования электронных документов бумажными нет, кроме тех случаев, где по законодательству требуется визирование бумажного документа.

Очень важно было систематизировать все процессы документооборота. Решение обеспечивает сквозной контроль — в любой момент можно узнать где и на каком этапе находится документ, а для повышения эффективности разработано приложение «Мобильный офис». Интеграция системы с городскими порталами позволила сократить срок рассмотрения электронных обращения граждан до 8 дней.

Решение превосходит другие региональные внедрения как по количеству пользователей, так и по объему данных. Текущий объем данных на дисковом хранилище составляет 50 ТБ, прирост около 4 ТБ в месяц. По количеству подключенных организаций проект не имеет аналогов в России.

CNews: Какие возможности предоставляет Портал управления многоквартирными домами гражданам? Какие дополнительные функции вы планируете на нем реализовать?

Дмитрий Чернов: Портал «Дома Москвы» является нашим инвестиционным проектом и позволяет получить актуальную информацию о любом многоквартирном доме, ознакомиться с отчетностью и планами работ управляющих компаний. Площадка является единой точкой отчетности по 731 ПП РФ, с автоматической передачей информации на федеральный уровень и во все городские службы. Например, для отчетности управляющих компаний перед Мосжилинспекцией, в том числе по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации. Для этого на портале созданы личные кабинеты районных инспекторов Мосжилинспекции, а также префектур, управ и ГУ ИС.

В системе работают более 400 управляющих организаций, обслуживающих около 98% московского жилого фонда, и свыше 2000 жилищных объединений.

Реализован механизм взаимодействия через портал органов исполнительной власти, управляющих организаций и граждан, которые имеют возможность отправить жалобу на содержание дома через единую систему электронных обращений.

Консолидированы данные по всему жилому фонду, включая реестры многоквартирных домов, управляющих организаций, поставщиков коммунальных ресурсов, подрядчиков и пр. Все это позволяет осуществлять контроль и управление, получать оперативную и аналитическую отчетность по реализованным процессам.

Благодаря функционалу, портал «Дома Москвы» можно использовать как региональный сегмент ГИС ЖКХ. Уже сегодня часть функций проекта передано городу и используется на городских порталах.

Источник: http://www.cnews.ru/reviews/new/ikt_v_gossektore_2014/interviews/dmitrij_chernov/